Русская Православная Старообрядческая Церковь

  • Главная
  • Статьи
  • История
  • К вопросу об истории отношения старообрядчества к государственной власти на примере общин Алтая в 1917–1920 гг.

К вопросу об истории отношения старообрядчества к государственной власти на примере общин Алтая в 1917–1920 гг.

Отношение старообрядчества к государству как институализированной форме власти, составляло одну из стержневых проблем раскола. После начала церковных реформ патриарха Никона достаточно быстро появляется обширная литература сторонников традиционного обряда, в которой делается попытка обоснования неизбежности гибели русского государства вследствие измены православию. В глазах защитников старины идеология и методы проводимых реформ поставили под сомнение чистоту православной веры и христианские основания российской государственности. Целостность эсхатологического восприятия исторического призвания российского государства, сложившегося в рамках учения «Москва – III Рим», была нарушена. Сама возможность существования русского государства для староверия могла быть реализована только как христианского государства. Более того, тождественность национально-государственного образования, каким являлось Московское царство, и православия выступает точкой отсчета в осознании собственной ответственности за судьбы страны и веры. Поэтому исправление богослужебных книг в глазах защитников старины вело к безвозвратной утрате сакрального содержания русской национально- государственной идеи.

После начала религиозных и политических преследований сторонников старой веры общая тенденция отношения раскола к государственной власти находилась в русле христианской традиции. Являясь неотъемлемой частью общества, старообрядчество всегда, так или иначе, реагировало на процессы, происходящие в стране. В старообрядческой литературе отчетливо прослеживается стремление к исполнению христианского и гражданского долга. Евангельское требование отдачи «кесарю – кесарева» приобретают здесь особое значение. Но в условиях преследований возникает феномен раздвоенности сознания: мирское исполнение христианских заповедей входит в противоречие с существующими юридическими нормами и гражданскими повинностями.

Разрешение этого конфликта в расколе приводит к утверждению среди сторонников старой веры вынужденной аполитичности. Не по своей воле оказавшись на обочине общественно-политической жизни, староверие все же стремилось к активной деятельности.

Общественно-политическая деятельность старообрядческих общин на Алтае отразила общие, свойственные этому движению тенденции. Христианская ответственность обусловила выработку последовательных и принципиальных позиций по насущным политическим вопросам.

После легализации церковно-приходской деятельности в 1905-1906 годах на Алтае окончательно складывается религиозный центр старообрядчества юга Западной Сибири. Указанные процессы затрагивают ряд согласий, включая поморское, часовенное, белокриницкое. Наиболее полно эти события можно проследить на примере белокриницкого согласия.

Революционные потрясения 1917 года заставили старообрядчество по-новому определить свое отношение к государственной власти. В этом плане показательна реакция лидеров общин на Барнаульском съезде старообрядцев всех согласий в июле 1917 года. На нем была выработана общая линия отношения белокриницкого, часовенного и поморского согласий по вопросам государственного строя, в том числе о судьбе монархической формы правления в России, мировой войны, созыва Учредительного собрания. Кроме того, на съезде были обсуждены вопросы земельной собственности, «займа свободы». Решения съезда наглядно свидетельствует о патриотической, гражданской позиции Алтайского старообрядчества. В частности, осознавая важность стоящих перед страной задач, съезд выработал решение о поддержке Временного правительства и созыва Учредительного собрания, целью которого должно было стать определение будущего государственного устройства России. Глубоко и искренне прозвучал призыв съезда к государственному строительству «на пользу Отечества».

Епархиальный съезд Томской епархии в Барнауле в 1911 г.
Епархиальный съезд Томско-Алтайской епархии, г. Барнаул - Томская губерния. Июнь 1911 года.

Разгон Учредительного собрания большевиками в январе 1918 года заставил старообрядчество решать те же проблемы уже на региональном уровне. Так, состоявшийся в сентябре 1918 года очередной съезд старообрядцев белокриницкого согласия Томско-Алтайской епархии выработал общее для сибирского старообрядчества решение об объединении на «общественной, политической и просветительской почве», подготовке к выборам «во всероссийские и всесибирские учредительные собрания». Как и на съезде июля 1917 года, было решено организовать центральный исполнительный орган для старообрядцев всех согласий.

В этот период на Алтае начинается активная работа известного старообрядческого писателя – апологета Ф.Е. Мельникова. С сентября того же года в Барнауле начинает выходить печатный орган – газета «Сибирский старообрядец».

Таким образом, революционные события в 1917 – 1920-х годах обострили в русском староверии проблему выработки собственного отношения к российской государственности. Охваченное всеобщим воодушевлением после февральской революции старообрядчество в очередной раз стремилось осмыслить возможности возвращения России на истинно-православный, с точки зрения старообрядчества, путь построения российской государственности. История показала невозможность осуществления христианских идеалов человеческого общежития в секуляризованном государстве. Но влияние старообрядчества на общественно-политические процессы в России, при всей его ограниченности в условиях правительственных кризисов и последующей большевистской диктатуры, все же продолжалось.

Авторы: Инговатов Владимир Юрьевич – Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова (г. Барнаул).
Старухин Николай Алексеевич – Барнаульский государственный педагогический университет.

Источник: Старообрядчество. История, культура, современность. Материалы. – М., 1998


Telegram
Читайте «Алтайский старообрядец» в Телеграме и добавляйте в список источников Новости.
Комментарии
Старообрядчество в интернете