Русская Православная Старообрядческая Церковь

«Староверцы» или «старообрядцы»?

События второй половины XVII века привели к печальному разделению русской православной церкви.

На сторону реформ Никона стала вся высшая власть, как светская, так и духовная. Им легко было обвинить хранителей древлеправославной веры в грехе раскола церкви и за это назвать их «раскольщиками».

Но, нисколько не смущаясь незаслуженно оскорбительным сим наименованием, наши предки, следуя завету Христову: «Блаженни будете, егда поносят вас…» — всегда во всех своих отношениях, как с властями, так и среди своих собратий по вере, называли себя «древлеправославными христианами» или «староверцами». Великий страдалец протопоп Аввакум в своем житии говорит:

«Держите старое благочестие крепко и непоползновенно… Ныне мучат всех и не велят веровать в стараго Сына Божия Спаса Христа… Та же и плетьми били и муча всяко кончали в огне за старую нашу христианскую веру…»

О «старой христианской вере» говорит протопоп Аввакум, а не об «обрядах». Вот почему во всех исторических постановлениях и посланиях первых ревнителей древлего православия — нигде не встречается наименования «старообрядцы».

Так, в 4-й челобитной «о вере» Соловецких иноков Царю Алексею Михайловичу 1676 года говорится:

«…Повели, Государь, нам быти в той же нашей старой вере, в которой отец твой государев и вси благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались и преподобных отцы Зосима и Савватий, и Герман, и Филипп митрополит и вси святии отцы угодили Богу».

В знаменитом творении выговцев «Поморские ответы» в ответе 9-ом: «Дмитрий митрополит Ростовский сей на староверцы книгу Розыск сочинил... Ныне есть староверцем не согласие…» и так далее.

В истории Выговской пустыни Ивана Филиппова на протяжении 480 страниц убористой печати нигде не замечено слов «обряд» или «старый обряд», но везде «обычай», «предание», «древлеправославие», «древнецерковность», «староверие», «староверчество», «староверцы». Вот примеры.

«Соловецкий старец Герман с прочими и Емелиан Повенецкий учат людей держаться старыя веры древняго церковнаго благочестия, а от никоновых новин велят удаляться и бегати»[1] «и начаша людие с разных городов староверства ради от гонения собиратися, и поселятися на блатах по лесам между гарами и вертепами»[2], «изыскивая во всем Олонецком уезде и на Олонце и на заводах староверцев»... «И не записавшихся староверцев проискивая»[3].

Инок Корнилий Выговский Инок Корнилий, Выговский

В описании погребения одного пустынника Леонтия Федосиева:

«и сшедшеся людей множество на погребение, староверцев нашего согласия и поповщины и множество инаго всякаго народа» [4].

Скорбя о выходцах в Польскую землю, пишет: «Еще помяну и сия к нашему исправлению. О польской земле, колико староверцев из русской земли от гонения во оную польскую землю собралося…».

Описывая донос в Синод Ивана Круглого, который в своей клевете объясняет: «чрез какого злого сосуда Выговскую пустыню можно испровергнути, и дабы дух староверцев не именовался» [5]. Опасаясь распространения староверия, противники его «всячески тщатся своею злобою дышуще, что будто бы от Суземка и во всю Россию староверство распространяется и как их не будет и разорятся, то и староверцы все изведутся по всей русской земле, а доколе тое место не разорится, и не будет пусто, то в России староверцы не скончаются» [6].

В Диаконовских ответах в ответе 4-м в статьях 117, 118 и 119 тоже встречаются наименования «староверцы».

Исследователь староверия С. Князьков в своей книге «Как начался раскол русской церкви» на стр. 82 пишет: «Вспугнутые крутыми мерами начальства ревнители старой веры, иноки и миряне побежали во все стороны» [7].

П. Знаменский в «Руководстве к русской истории», стр. 371, издания 1870 года, говорит: «Петр сделался гораздо строже к староверцам» [8].

Есипов в I томе «Раскольничьи дела XVIII столетия», издания 1861 года, приводит несколько смягчающий положение указ императрицы Анны Иоанновны:

«В 1734 году, по указу блаженныя и вечнодостойной памяти его императорскаго величества Петра Великаго, поруками между собою обязаны, чтоб с тех Выгорецких мест никуда не поселяться для того, де они, в оных лесах живут, не своевольно и не насилием, как в доношении Халтурина показано, но позволенными его императорскаго величества указами... За что и двойной оклад по всягодно в казну ея императорскаго величества платят без упущения, и называются они староверцами древлеправославнаго содержания христианскими и не раскольниками, понеже ереси и раскола, какова весьма не имеют, но содержат древлецерковное староверчество, которое в старопечатных книгах имеется» [9].

Историк Н.И. Костомаров говорит в своей истории России: «В XVIII веке ни одно царствование в России не ознаменовалось такою нетерпимостью к раскольникам, как описываемое (Елисаветы Петровны – автор). В 1745 году всем вообще раскольникам запрещалось именовать себя «староверцами», скитскими, общежительными; обязывали их платить двойной оклад… В 1752 году подтвержден указ носить установленное платье и знаки.»

В царствование Петра III, в 1762 году, староверцы получили некоторую свободу и разрешено бежавшим заграницу возвратиться в Россию, в 1764 году разрешено вступить в купеческое сословие и отменен двойной оклад, в 1769 году предоставлено право судебного свидетельства. В 1785 году дозволено вступать в общественные должности и впервые названы в официальном документе «старообрядцами».

Известный староверческий писатель Платон Львович Светозаров (1772 – 1848 гг.), он же Павел Любопытный, отнесенный к разряду исследователей раскола русской церкви, в своем историческом словаре присваивает наименование «староверцы» лицам, принадлежащим к беспоповским согласиям, а «старообрядцы» – лицам, принадлежащим к приемлющим бегствующее священство (В его время название «белокриницкого» не было, присоединение митрополита Амвросия произошло в 1846 году).

Таким образом, наименование «староверцев» более присуще для христиан древлеправославного исповедания, чем наименование «старообрядец», т. к. «староверцами» именовали себя во всех своих сношениях наши предки уже в начале XVIII века, а наименование «старообрядцы» присвоено гражданской властью и значительно позже.

Обращаясь к современной действительности, с печалью видишь уклон теперешнего староверства с того пути, каким шествовали наши предки, не щадившие живота своего «ради старыя веры». Наши предки познавались не только по своему внутреннему горению, но и внешним видом отличаемы были от иноверцев.

Чем в настоящее время можно отличить мнимых «приверженцев» древлего благочестия, почему-то называющих себя «старообрядцами»? Не те же ли лица, как и сын боярина Шереметева, которого протопоп Аввакум отказался благословить «за любодейный образ» (брадобритие). Не стараются ли посрамить «виноград Христов» скверной отравой души и тела — табакокурением. Увы! горе, воистину «смесишася с языки и навыкоша дела их». Опомнимся, братие, и станем достойными сынами благочестия. Оправдаем свое звание староверцев, не только по имени, но и по делу.

Список литературы:

1. Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. – СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1862. – с. 115
2. Там же, с. 188
3. Там же, с. 233
4. Там же, с. 270
5. Там же, с. 381
6. Там же, с. 460
7. Князьков С. , Кизеветтер А. А. Как начался раскол русской церкви. Протопоп Аввакум. – Ростов-на-Дону, 1906.
8. Знаменский П. Руководство к русской истории. – 1870.
9. Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861.


Автор: Д. Д. Михайлов.

Статья из журнала «Родная старина», №2, 1928 год.

Источник: Книжница Самарского староверия


Telegram
Читайте «Алтайский старообрядец» в Телеграме и добавляйте в список источников Новости.
Комментарии
Старообрядчество в интернете