Русская Православная Старообрядческая Церковь Сайт Покровской старообрядческой общины Барнаула

Что такое старообрядчество – «Кто мы и откуда, и куда идем?»

Что сегодня знает современный человек о старообрядчестве? В лучшем случае – немного: картину Василия Сурикова «Боярыня Морозова», отшельников Лыковых, двуперстие, суровых бородатых мужчин да женщин в русских сарафанах, иногда пренебрежительно-обидное «кержаки»…

Старообрядчество - что это такое? Суриков. Боярыня Морозова
Этюд к картине Сурикова «Боярыня Морозова»

Не стоит, наверно, винить людей в незнании истории, из которой многое было вымарано. Хочется лишь посетовать на то, что не любопытны люди, погрязшие в устройстве личного комфортного бытия, редко задающие себе простой вопрос: «Кто мы и откуда?». А, задав его, неминуемо припадающие к истоку, коим и является изначальное православие, взятое нашими предками из Византии, наша общая героическая история, традиции и судьбы.

Не случайно выдающийся ученый, знаток древнерусской литературы, Дмитрий Сергеевич Лихачев, как-то сказал:

«Мы в долгу перед старообрядцами, сохранившими русскую культуру и русский язык такими, какими они были до Алексея Михайловича».

С этим трудно поспорить. Приходя сегодня в музей или знакомясь с собраниями библиотек, обнаруживаешь, что здесь и там жемчужинами коллекций являются памятники древнерусской книжности и культуры, иконопись и декоративно-прикладное искусство дониконовского периода, которые почему-то называются «старообрядческими». Хочется воскликнуть: «Да не «старообрядческая» эта культура, а русская!» С таким же успехом «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве» можно отнести к разряду «старообрядческих».

Раскол Русской церкви в середине XVII века исковеркал всю внутреннюю жизнь страны и общества, выплеснул на глухие окраины империи и за ее пределы неисчислимое количество лучших хранителей ее культуры, лучших тружеников, которые до наших дней остаются русскими, крепкими и инициативными людьми. Ими освоены в хозяйственном и культурном отношении бескрайние просторы Сибири и Дальнего Востока. Они стали родоначальниками возникновения за Уралом земледелия, пчеловодства, масло-сыроделия, мараловодства, русской народной медицины, ткачества и других отраслей экономики и ремесел. Семейный уклад и образ жизни старообрядцев всегда вызывали восхищение окружающих их иноплеменников и иноверцев. Устремившись в неизведанные земли в поисках Беловодья, они пытались сами же его и создать, в чем многие изрядно преуспели.

Говоря о «золотом веке» старообрядчества начала XX века, после выхода высочайшего указа 1905 г. о свободе вероисповеданий в России, нельзя не сказать о том, что в стране возрождались и строились храмы. Для детей и молодежи, исповедующих древлеправославную веру, открывались и учебные заведения, а деятельность многих выдающихся семей купцов, промышленников, меценатов, политических деятелей, среди которых – Рябушинские, Морозовы, Кузнецовы, Третьяковы и др., была широко известна в российском обществе.

Сегодня исторический опыт старообрядчества вызывает интерес, как у их сторонников, так и противников. Ведь более чем трехсотлетняя трагическая и славная история говорит о привлекательности духовных и культурных традиций сторонников «старой веры» для наших сограждан в условиях быстро меняющегося не в лучшую сторону современного мира.

Старообрядчество как религиозное, историческое и культурное явление – тема для изучения не просто глубокая, но, по-видимому, весьма личностная для русского человека, заглянуть куда сейчас может каждый, обнаружив здесь ответ на вопрос: «Кто мы и откуда, и куда идем?».

Автор: Мальцева Татьяна Геннадьевна,
начальник отдела использования и публикации документов ГААК. Барнаул, 2015.

Поделиться:  
Комментарии
Алтайский старообрядец

Теги: Мальцева Татьяна Геннадьевна, Старообрядчество

Старообрядчество в интернете
HotLog