Русская Православная Старообрядческая Церковь

Из истории томского и сибирского старообрядчества: епископы и обители

Старообрядчество, представленное ныне несколькими направлениями, имеет давнюю традицию, своих лидеров и свои духовные центры. В старообрядческой же среде хорошо сохраняется память о своей истории.

История томского старообрядчества: епископы и обители

В Томске бывали авторитетные деятели старообрядчества; томские обители были известны далеко за пределами Сибири; а деятельность местных лидеров старообрядчества оставила след не только в нашей локальной истории, но и в истории урало-сибирского региона. Из немногочисленной братии одного из томских монастырей вышел целый ряд иерархов, возглавивших епископские кафедры Перми, Урала, Оренбурга, Алтая, Томска, Минусинска, а сама обитель стала центром притяжения старообрядцев урало-сибирского региона и европейской России.

Первым сибирским старообрядческим архиереем с наименованием «Тобольский и всея Сибири» был епископ Саватий (Степан Васильевич Левшин, около 1825 — 8 сентября 1898 г.). Будучи рукоположен на кафедру 6 декабря 1862 года, он развернул активную деятельность на Урале и в Сибири, за что неоднократно подвергался арестам. Во время одной из поездок по обозрению паствы в феврале 1867 года епископ Саватий был арестован в Кузнецком округе Томской губернии. Под следствием был в течение нескольких лет, вплоть до лета 1871 г. По некоторым сведениям, все это время он находился в Томском тюремном замке. Во время следствия принадлежащие ему книги и походная церковь были переданы в Томский Богородице-Алексеевский монастырь, позже часть из них была утрачена, часть передана в другие хранилища. Часть книг епископа Саватия была выявлена в составе собрания Отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки ТГУ (В.А. Есипова, д.и.н.).

Владыка Саватий, епископ Тобольский и всея Сибири
Владыка Саватий, епископ Тобольский и всея Сибири, позже архиепископ Московский и всея Руси (С.В. Левшин)

В 1882 году владыка Саватий вновь посетил Томск для ознакомления с жизнью только что созданной обители, Михаило-Архангельского монастыря, в котором поставил в священные чины Феофилакта и Антония. Первого, основателя скита, во игумены, а второго – во священноиноки. В конце этого же года Саватий был избран архиепископом, став Предстоятелем Древлеправославной Церкви Христовой, и оставался главой русских старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию, почти два десятилетия.

Упомянутый мужской Михаило-Архангельский монастырь, находился близ реки Юксы (приток р. Чулым), в ста верстах от губернского г. Томска. Обитель была небольшой, поэтому ее называли то скитом, то монастырем. В первые годы существования там проживало от 10 до 15 человек. Основатель скита и его игумен, отец Феофилакт, был умным и начитанным человеком, обладавшим явными качествами организатора и духовного лидера. Его иноческая жизнь не была в полном смысле уходом от мира. Он основал не только Михаило-Архангельский монастырь, но и Ново-Архангельский скит [2]; благодаря его усилиям был построен молитвенный дом в Томске. В течение жизни он неоднократно подвергался арестам за активную пропаганду старообрядчества. Был епархиальным секретарем при двух епископах: Антонии Пермском, а затем, после создания в 1898 году новой, Томской, епархии, и при Феодосии, епископе Томском.

Названный монастырь (в честь Михаила Архангела – ред.) на протяжении 20 лет был епископской резиденцией, местом, куда сходились нити управления старообрядцами-поповцами Урала, Сибири и Дальнего Востока. Начиная с 1885 года здесь жили епископы: Пермский и всея Сибири Мефодий (М.М. Екимов, он же Кузнецов); затем сменивший его епископ Пермский и Тобольский Антоний (А.Г. Поромов); позже, с момента выделения Томской епархии, ее первый епископ Феодосий; посещал скит и сменивший его епископ Иоасаф (И.С. Журавлев).

В 1894 году старообрядчество Урала и Сибири возглавил епископ Антоний (Афанасий Григорьевич Поромов). Он стал первым епископом из братии Михаило-Архангельского монастыря. Исследователи отмечают, что он сам прошел хорошую школу иноческой жизни, а его деятельность во многом была направлена на организацию новых обителей на территории его огромной епархии.

Владыка Антоний, епископ Пермский и Тобольский
Владыка Антоний, епископ Пермский и Тобольский (А.Г. Поромов)

Начало и конец его служения связаны с томскими старообрядческими обителями. Как уже говорилось, он сам был иноком Михаило-Архангельского монастыря. При нем монастырь и его разросшееся скитское окружение были преобразованы в два монастыря: Успенский мужской и Покровский женский монастыри.

В 1918 году епископ Антоний еще раз посетил Сибирь. Как оказалось, это был его последний приезд, во время которого он успел основать последнюю в своей жизни обитель – женский монастырь в Нарымском крае. Утверждали, что после установления на Урале власти большевиков епископ Антоний отправился «выбрать новое место для пребывания кафедры». В архиве УФСБ по Томской области выявлена купчая на землю для «обители матушки Серафимы» на реке Нюрсе. Возвращаясь из этой поездки, он умер по дороге на Урал в сентябре 1918 года.

Но уже из нескольких разоряемых монастырей матушки начали переселяться в Нарымский край на купленную для них землю. Позже они перешли жить на реку Шудельку, где монастырь существовал вплоть до 1933 года. Он состоял из четырех отдельных хозяйств. Известно, что в нем было два священника, регулярно велись службы и, наверное, были небольшие храмы, но их названия в документах не сохранились. На Шудельке жили монахини Миасского, Шамарского, Семипалатинского, томского Покровского монастыря и других небольших урало-сибирских обителей, разоренных в годы насильственной «атеизации». Его посещали епископы Амфилохий и Тихон. Во время второго посещения в марте 1933 года епископ Амфилохий был там арестован.

В августе 1899 года огромная Пермско-Тобольская и всея Сибири епархия, которой руководил епископ Антоний, была разделена на две: Пермскую и Томскую епархии. Первым старообрядческим архиереем на томской кафедре стал Феодосий, епископ Томский, Иркутский и всея Сибири Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию). Он также был из братии Михаило-Архангельского монастыря. Будучи архимандритом, избран в епископы Освященным Собором Церкви по просьбе прихожан епархии. В его рукоположении принимал участие Антоний, передавший ему для управления часть своей огромной епархии. В конце жизни, в 1905 году епископ Феодосий принял схиму и жил на покое в Уральске.

В 1906 году, после ухода владыки Феодосия, его сменил епископ Иоасаф (И.С. Журавлев). При нем томская старообрядческая община получила участок для строительства храма и духовного училища в том месте, где и сейчас находится старообрядческий храм Успения [3]. Однако отвод земли и строительство продвигались достаточно медленно из-за недостаточности денежных средств. А сами архиерейские покои, по отзывам сибирских газет того времени, даже осенью 1916 года отличались скромностью – небольшой деревянный покосившийся дом на ветхой усадьбе, где старообрядцы беседовали с журналистом.

Томский храм во имя Успения Пресвятыя Богородицы был построен в 1913 году и уже в первые годы своей истории он стал важным местом для старообрядцев Сибири и Урала. В советские времена во время экскурсий по Томску экскурсоводы говорили, что он является самым восточным действующим старообрядческим храмом в стране.

Успенский старообрядческий храм в Томске
Томский храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Фото 2009 г.

Младший брат владыки Иоасафа тоже стал епископом, хотя братья пришли к этому сану различными путями: Иоасаф был священником, а Амфилохий – с молодости был монахом. С именем владыки Амфилохия связаны драматические страницы истории томского и урало-сибирского старообрядчества в ХХ веке. Он провел в Томской области значительную часть своей жизни – в старообрядческих скитах и монастырях, и несколько меньшую – в тюрьмах. В течение 10 лет (с 1891-1901 гг.) он был сначала послушником, затем иноком самого известного, Михаило-Архангельского монастыря. С его же именем связана почти вся история другой обители – Ново-Архангельского скита. Он был одним из его официальных основателей в 1910 году, а в 1930-м – одним из последних насельников.

Успенский старообрядческий храм в Томске
Епископ Амфилохий (Журавлев) с духовенством и прихожанами на паперти храма в г. Верещагино.
Слева направо 1-й ряд: отец Савва (Байдуров Савва Захарович), отец Парфений (Парфений Максимович Колегов), епископ Амфилохий (Журавлев), отец Иоанн (Котов Иоанн Никифорович), Самодуров Савватий Порфирьевич;
2-й ряд: матушка Минодора Порфирьевна с первенцем (жена отца Саввы), неизвестная, Самодуров Иван Порфирьевич, инокиня Соломония

При поставлении на епископскую Урало-Оренбургскую кафедру Амфилохию, по его просьбе, разрешили и в дальнейшем посещать Ново-Архангельский скит и наблюдать за его жизнью. По древним установлениям, епископ осуществляет деятельность только в пределах своей епархии и не должен без разрешения посещать территорию, окормляемую другим архиереем. По этой причине епископы всегда носят титул, включающий название управляемой им местности. Поэтому возможность дальнейших посещений скита, находящегося на территории Томской епархии, епископом Уральско-Оренбургским, была оговорена сразу, в порядке исключения из общего правила. В 1917 году владыка Амфилохий в сане епископа уехал в свою Урало-Оренбургскую епархию, в город Уральск, где прожил до 1918 года. В годы гражданской войны скит не только не утратил своего значения, но даже стал центром управления трёх епархий. Это тоже было связано с личностью епископа Амфилохия.

В 1918 году еп. Амфилохий приехал в Ново-Архангельский скит и здесь получил извещение о смерти Антония, епископа Пермского и Тобольского. После этого ему было временно поручено управление осиротевшей епархией. А через год в ноябре 1919 года умер его брат, епископ Иоасаф, и по просьбе Совета епархии владыке Амфилохию пришлось взять в свои руки временное управление еще одной, теперь уже томской кафедрой. Как он позднее сказал, «я в 1920 году из Перми свою резиденцию перенес в Томскую епархию, находясь большее время в монастыре». Так в 1918–1920 гг. уединенное таежное место, где жил епископ-отшельник, стало резиденцией, откуда управлялись сразу три старообрядческих епархии – Урало-Оренбургская, Пермско-Тобольская и Томско-Алтайская. В 1920 году владыка Амфилохий передал управление Пермской кафедрой еп. Иоанникию (Иванову), а Томской кафедрой – епископу Тихону (Сухову).

Группа старообрядцев г. Минусинска. 1910 год
Группа старообрядцев г. Минусинска Енисейской губернии во главе с епископом Иоасафом Томским.
1) Еп. Иоасаф Томский; 2) Свящ. о. Георгий Шарыпов; 3) Исправник г. Минусинска Солонина; 4) Начетчик Д. Варакин; 5) Свящ. о. Даниил Быков; 6) Свящ. о. Максим Рыбин; 7) Свящ. о. Андрей Санников; 8) Свящ. о. Арсений Шарыпов; 9) Диакон о. Яков Чучалин; 10) Председатель совета А. Квашнин; 11) Товарищ председателя Л. Труханов; 12) Строитель минусинского старообрядческого храма Я. Корнев; 13) Под-диакон о. Шарыпов; 14) Член совета Д. Спорышев; 15) И. Труханов; 16) И. Изместьев; 17) Церковный староста Т. Григорьев; 18) И. Пуговкин; 19) И. Изместьев; 20) А. Басов и 21) Н. Пешкин [5].

В 1930-е годы в Александровской волости [4], где раньше было несколько старообрядческих обителей, в годы советской власти все изменилось. Мужской Успенский монастырь был давно разрушен. В 1929–1930-м годах на территории Горшковского сельсовета, где еще находились Ново-Архангельский скит и Покровский женский монастырь, процесс ликвидации старообрядческих обителей пошел быстрее и осуществлялся в два этапа: 27 ноября 1930 года с территории сельсовета было выселено 37 «лишенцев» (лишенных избирательных прав). Среди них были: 31 инок, 2 священнослужителя, 1 торговец, 2 кулака. В 1930 и 1931 года, по словам инокини Покровского монастыря Н. Шмагриной, женский монастырь обложили непосильным налогом. Чтобы заплатить его, монахиням пришлось продать все имущество и после этого разъехаться, т.е. монастырь самоликвидировался.

Часть монастырского имущества и церковного облачения старообрядцы могли увезти в Шудельский монастырь, куда в 1927 году уехали насельники скита и в 1931 – монахини Покровского монастыря. То, что не смогли увезти, постарались спрятать или зарыть. Об этом стало известно в 2001 году, когда житель поселка Чикуры принес показать в Томский областной краеведческий музей найденные им парчовые ленты от священнического одеяния. Золотая нить от этой парчи, оставленная лесником на память о визите, была передана мной представителям Русской Православной старообрядческой Церкви.

Крестный ход к Томским Михаило-Архангельским скитам

В последние годы возникла традиция совершения крестного хода к месторасположению старых монастырей на реке Юксе. В 2004 году, во время поездки по Сибири, крестный ход возглавил митрополит Андриан (Четвергов, 1951 — 2005). С тех пор крестные ходы к местам томских монастырей стали ежегодными.

Крестный ход к томским Михаило-Архангельским скитам
Крестный ход в Гари к местам томских Михаило-Архангельских старообрядческих скитов. 2009 год

В 1992 году епархию Новосибирскую и всея Сибири Русской Православной Старообрядческой Церкви возглавил епископ Силуян (Симон Анфиногенович Килин), в детстве несколько лет проживший в Колпашево.


Послесловие

В храме Успения Пресвятой Богородицы в Томске неоднократно проходили архиерейские хиротонии, т.е. рукоположения в сан епископа.

В томском храме были рукоположены:

  • Епископ Амфилохий (Журавлев) – осенью 1916 г. на Уральско-Оренбургскую епархию;
  • Епископ Иоанникий (Иванов) – в 1920 г. на Пермско-Тобольскую епархию;
  • Епископ Тихон (Сухов) – в декабре 1920 г. на Томско-Алтайскую епархию;
  • Епископ Афанасий (Федотов) – в 1929 г. в томском храме был рукоположен на епархию Иркутско-Амурскую и всея Дальнего Востока епископами Тихоном и Амфилохием.

Одна из неисследованных страниц томского старообрядчества связана с казачеством. В Уральске возглавляли Уральско-Оренбургскую епископскую кафедру два бывших инока томских старообрядческих монастырей: сначала еп. Евлогий (Алгазин), а после его смерти еп. Амфилохий (Журавлев). В Уральск на покой, приняв схиму, удалился первый Томский епископ Феодосий.

Примечания

[1] Материал подготовлен при поддержке Американского совета научных сообществ (ACLS) ), проект 2006-2007 гг. «Старообрядческий епископ Амфилохий (Журавлев, 1873-1937): личность в контексте эпохи».

[2] На месте Ново-Архангельского скита сначала была келья, в которой жил отец Феофилакт и еще два-три послушника. Позднее, в 1910 г. к ним подселились насельники уральского Шамарского монастыря – иноки Амфилохий и Пафнутий, и послушник Никола (Блинов), позднее принявший постриг под именем Нифонт. Позднее скит был официально зарегистрирован как Ново-Архангельский. Расстояние между тем местом, где был Михаило-Архангельский монастырь, и Ново-Архангельским скитом примерно тридцать километров.

[3] Томская городская дума постановила: «отвести Томской старообрядческой Общине для постройки церкви и училища во временное пользование, пока будут существовать таковые, участок городской земли в количестве 1200 квадратных сажен по Алексее-Александровской улице рядом с местом Лекотарчука с тем, чтобы Алексее-Александровская ул., в этом месте была шириною в 12 сажен и чтобы место имело длины по улице 30 сажен и вглубь 40 сажен».

[4] Ныне территория Асиновского и Кривошеинского районов Томской области.

[5] Церковь. М., N26, 27 июня 1910 г., с. 665, об.


Автор: Л.Н. Приль,
зав. сектором использования и публикации документов, к.и.н.

По материалам cdnito.tomsk.ru


Telegram
Читайте «Алтайский старообрядец» в Телеграме и добавляйте в список источников Новости.
Комментарии
Старообрядчество в интернете