Русская Православная Старообрядческая Церковь Сайт Покровской старообрядческой общины Барнаула

  • Главная
  • Статьи
  • Проповеди
  • Вербное воскресенье — торжественный праздник Входа Господня во Иеросалим с грустью грядущих Страстей

Вербное воскресенье — торжественный праздник Входа Господня во Иеросалим с грустью грядущих Страстей

За неделю до Пасхи, Светлого Христова Воскресения, Церковь вспоминает события воскрешения «четверодневнаго» Лазаря и последующего за ним Входа Господня в Иеросалим (Иерусалим).

В русской традиции этот праздник носит также название Вербного воскресенья, а по-церковному называется неделей ваий или неделей цветоносия (неделя цветная). Подобные названия праздника появились от неотъемлемой части богослужения праздника: освящения ветвей пальмы или вербы. Как известно, ветвями пальмы постилали Господу путь при его въезде в Иеросалим.

Икона «Вход Господень во Иеросалим»
Икона праздника «Вход Господень во Иеросалим». Новгород, конец XV — начало XVI вв.

Протоиерей Никола, настоятель старообрядческого храма Покрова Пресвятыя Богородицы в г. Барнауле, произнес в проповеди после богослужения на праздник следующее:

Сегодня Вербное воскресение. Вчера благословляли вербочку, раздавали, а ведь верба — растение глубоко символичное. Мы этой вербочкой как-бы встречаем Христа, входящего, въезжающего на молодом осленке в город Иерусалим. Встречаем Его, торжествуем, но не так, как фарисеи-законники, которые были одержимы завистью и ненавистью, а как те радостные дети, которые вопили и кричали:

«Осанна в вышних, осанна, благословен Грядыи во Имя Господне».

По случаю надвигаюшегося праздника Пасхи в Иерусалиме было очень много народа, ибо Храм среди еврейского народа в Иерусалиме — это был храм, куда съезжались и праздновали Пасху. Поэтому когда Христос въезжал в Иерусалим, то, как свидетельствуют евангелисты, «весь город пришел в движение». И кто-то знал, что въезжает великий Человек и Пророк, кто-то считал Его просто учителем, кто-то ничего не слышал, но знал, что что-то необычное происходит, что Кто-то Такой въезжает, Кому воздают царские и даже, более того, императорские почести: постилали одежды, залезали на деревья, резали ветви пальм. Конечно, это не просто человек въезжал, а Человек, который был достоин.

Но мы знаем, и даже на иконах это изображено, что Христос въезжает в город с грустью. Он знал, что эти же люди будут спустя совсем малое время кричать:

«Распни Его, распни!»

Все кричали: «Осанна!» — и тут же — какая переменчивость в людском настроении — «распни, распни Его»! Все это Христос знал и предвидел. Знал, как Всесильный Бог, и Ему было грустно видеть тех людей, ради которых Он пришел, ради которых Он совершал многие чудеса: и мертвых воскрешал, и больных исцелял, и другие чудеса совершал, — эти люди ничего не поняли. Конечно же, Ему было печально и скорбно…

Но мы знаем, что апостолы, которые были научены и которые в будущем получат Святаго Духа, поймут. А сейчас даже апостолы, Его верные ученики, даже они не могли себе представить, что происходит. Они отговаривали Христа не идти в Иерусалим, ибо они знали о том, что, возможно, Его ожидает смерть, что законники и фарисеи замыслили убить Христа. Как свидетельствуют евангелисты, по немощи и слабости они отговаривали Его, не понимая, с какой великой миссией Христос въезжал в Иеросалим.

Мы сегодня празднуем, поем радостные песнопения по случаю этого события, этого праздника. Но спустя какое-то время Церковь уже будет воспевать песни печальные, по случаю и предательства, и Распятия: все это ожидает нас на грядущей Страстной седмице.

Ну а сегодня в радости будем проводить этот день, а в дни Страстной седмицы — с грустью, будем провожать Христа на Его крестные Страдания, будем молиться и плакать Его Боготелесному Погребению — все это ожидает нас в эту грядущую седмицу.

Поделиться:  
Комментарии
Алтайский старообрядец

Теги: Слово пастыря, Протоиерей Никола, Вербное воскресение

Старообрядчество в интернете
HotLog