Русская Православная Старообрядческая Церковь Сайт Покровской старообрядческой общины Барнаула

О кержаках и староверах с. Усть-Пристань (по воспоминаниям старожила)

Краткий рассказ о заселении села Пристань, о первых поселенцах, кержаках, о переселении староверов на Алтай по воспоминанию жительницы села, А. Г. Черных.


Вид села Усть-Чарышская Пристань Алтайского края
Вид на с. Усть-Чарышская Пристань

О переселенцах, кержаках, староверах

(по воспоминаниям А.Г. Черных, жительницы с. Усть-Пристань)

В конце XVIII и начале XX в. ... шло переселение народов с Европейской части России в Сибирь и Алтай. Переселенцам выделялись правительством по 100 целковых, и они добирались до своих мест месяцами. Пристань разрасталась. Образовалось в округе много сел — Вяткино, Каурово, Романово, Врусенцево, Барчиха (Троицкое). Эти села осваивали в основном люди с Воронежской, Ростовской и Вятской губерний.

Усть-Пристанский район Алтайского края (карта)
Усть-Пристанский район, Алтайский край

Брат промышленника Нобеля, который учредил Нобелевскую премию, организовал поставку для России керосина и других нефтепродуктов. В Усть-Пристань доставил цистерны и подвозил на баржах горючее. Гору, где сейчас находятся цистерны, стали называть Нобелевской. До революции село называлось Пристань, Бийского уезда Томской губернии.

Поселившихся в Пристани староверов называли раскольниками, старообрядцами. Себя они еще называли кержаками, гак как их предки приехали из-под Новгорода — села Керж (Керженец возле Нижнего Новгорода, — прим. ред.), которое стояло на одноименной реке. У кержаков была правильная речь, а у переселенцев из Воронежской и Ростовской губерний речь была искаженной, они говорили «кахго-чахго» и проч. Кержаки завезли в Пристань семена картофеля, помидоров. Специалисты утверждают, что раньше об этих овощах в Пристани не знали. Власти выделили им пашни, урожая девать было некуда. Тогда появились купцы, в частности, Шестаков, который построил зернохранилище и отправлял зерно на баржах в Барнаул и в зернохранилище (в Усть-Пристани).

Проживая в новгородских местах, кержаки не признавали царскую власть и церковный устав, а молились, крестили младенцев и отпевали усопших в соборах (молельных домах). Имена младенцам давал священник при крещении, библейские. Они считали грехом служить в армии, брать в руки оружие, были очень миролюбивы и никогда не ссорились ни дома, ни с селянами. Еще кержаки были очень чистоплотными, даже когда кто-то приходил к ним, они мыли после него все, к чему тот прикасался. Они не пили алкогольных напитков и не курили. В XVII в. за все это на них были гонения и притеснения как со стороны церкви, так и властей, поэтому они царей считали антихристами. Но они терпели, считали, что заслужили это за грехи свои.

Новгородские священнослужители были грамотные, они объединили все староверческие общины, в том числе и кержаков, и объяснили им, что надо все бросать и уезжать подальше от церквей и царей в необжитые места Урала, Сибири и Алтая. Все согласились, оставили обжитые ими дома и земли и многими обозами двинулись на телегах с семьями, стадами скота и семенами пшеницы, овса, гороха, льна и конопли на Восток. Многие общины доехали только до Урала, а остальные продолжали ехать дальше, в Сибирь. Они держались вместе и доехали до Алтая, некоторые общины уехали в Алтайские горы, а одна община кержаков облюбовала место на левом берегу Оби, между двух холмов, где были бескрайние степи, а на правом берегу — заливные луга. Понятно, что речь идет об Усть-Пристани.

Река Обь. Усть-Пристань
Село Усть-Пристань на р. Оби

Берег был крутой и обрывистый, но это их не пугало, они построили временные жилища в строгом порядке под присмотром избранного ими старосты, огородив большие пригоны для скота. Жилища были вдоль берега реки, получилась улица, которую впоследствии назвали Обской. Они срыли спуски к реке — первый, средний и последний, которые называли взвозами, так как ездили по ним за водой на водовозках, гоняли скот на водопой, а зимой по ним вывозили лес для строительства домов — сосну и лиственницу. Кроме домов, строили бревенчатые дворы (сараи). Ворота были широкие и высокие. Еще строили бревенчатые амбары для хранения зерна, гороха и других сельхозпродуктов. Бани у них топились по-черному, т.е. без дымовых труб, имелась только каменка, на которой стоял котел для подогрева воды. Внутри дома не штукатурили, а бревенчатые стены и дощатые потолки мыли дважды в год, терли хвощем с щелоком (заваренная древесная зола), весной — к Пасхе и осенью — к празднику Покрова (14 октября). Собор, или молельный дом, был просто бревенчатым домом с небольшими окнами. Собор действовал до 1928 г.

Кладбище было к западу невдалеке от поселения. На его территории посадили множество тополей. Там и похоронены в основном первопереселенцы.

Источник: Алексеев И.С. От села к селу / И.С. Алексеев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Палеотип», 2009. — 216 с.

Поделиться:  
Комментарии
Алтайский старообрядец

Теги: Старообрядчество Алтая

Старообрядчество в интернете
HotLog