Русская Православная Старообрядческая Церковь Сайт Покровской старообрядческой общины Барнаула

Круглый стол по вопросам старообрядческой истории и культуры прошел в Барнауле

В воскресенье 7 мая 2017 г. в Барнаульской Покровской старообрядческой общине по благословению настоятеля храма протоиерея Николы прошел круглый стол на тему «Старообрядческая история, традиция и культура».

Заседание круглого стола
Заседание круглого стола

Подобное мероприятие проводится в общине уже второй раз (см. Круглый стол в 2016 г.). В этом году кроме прихожан, включая молодых людей и воспитанников воскресной школы, в заседании приняли участие представители исторического ученого сообщества Барнаула.

Круглый стол открылся в помещении воскресной школы «Азбука веры» после Божественной литургии недели о расслабленном и обычных воскресных занятий взрослых и детей.

Круглый стол старообрядческая история
Обсуждения

В прошедшем заседании был сделан уклон на историческую связь событий прошлого русской истории в церковном ключе с настоящим днем.

На круглом столе прозвучали следующие доклады и сообщения.

1. Старообрядчество в истории Российской Империи во взаимоотношениях с государством

В своем выступлении студент АлтГУ А. Плужник коснулся направлений, по которым староверам как последователям древлего благочестия оказывалось сопротивление. Также в его докладе прозвучал обзор политики конкретных правителей, Российских царей — императоров а также Синодального началия, в отношении к старообрядцам, начиная с царя Алексея Михайловича, царевны Софьи и заканчивая 1917 годом. Его рассказ был завершен рассмотрением роли, которую сыграли старообрядцы, и того вклада, который внесли они в развитие России.

Молодежь на круглом столе
Молодежь на круглом столе

В обсуждениях вопрос коснулся династии Романовых, причин революции 1917 года, 100-летие которой исполняется в текущем году. О. Никола напомнил, что в сознании людей и тех времен, и настоящего дня, прослеживается желание лучшей экономической обстановки, материальных благ, и подчас забывается духовная составляющая. Это отклонение от Бога зачастую и является причиной общественных потрясений.

2. Знаменный распев и введение линейной нотации в России

Следом выступила Мария Царегородцева, которая дала характеристику большому и малому знаменным распевам, перечислила некоторые отличающие черты от современной западной классической музыкальной системы, назвала причины перехода на пятилинейную нотацию и постепенном отказе от крюковой системы в официальной русской церкви после Раскола XVII века.

3. Русский народный костюм: традиционная одежда предков, христианские традиции и мода

Нина Баумтрог поделилась краткой историей народного костюма, напомнив о его замене в правление царя Петра I западным платьем, париками и прочим. Русская одежда сохранялась в среде крестьянства, а после же перепитий советского времени традиционная одежда стала достоянием преимущественно музеев. Нина также провела параллели между богослужебной одеждой, применяемыми в повседневности нарядами и негативными тенденциями навязываемой Западом моды.

В обсуждениях было отмечено, что старообрядцы на Алтае в одежде руководствовались тремя принципами: приличия, красоты и удобства. Кроме того, закрытость в одежде кроме нравственных ограничений диктовалась в данном регионе еще и резко-континентальным климатом, особенно в горах, а также обилием кровососущих насекомых.

Духовенство и И. В. Куприянова
Протоиерей Никола, диакон Василий и И.В. Куприянова

4. История Барнаульской Крестовоздвиженской общины белокриницкого согласия

Кандидат исторических наук, исследователь старообрядчества Алтая И.В. Куприянова рассказала об истории белокриницкой общины в Барнауле. Ее повествование началось с епископа Саватия Левшина, впоследствии ставшего Московским архиепископом; затронуло влияние купца Афонина, политику открытия новых приходов и образовании Томско-Алтайской епархии, а также право выбора священников народом.

Барнаульская община вначале арендовала частный дом, а как только стала возможна регистрация общины, было подано соответствующее прошение на ее регистрацию (удовлетворено в 1908 г). Ирина Васильевна рассказала также о построенном здании Крестовоздвиженского храма, проект которого «очень интересный, в нем и щегольство, и модерновость — русский модерн..., и достаточно поместительная церковь, каменная, то есть дорогой амбициозный проект». Говоря о строительстве нового храма, с горечью она отметила:

«Жаль, что этот путь приходится проходить снова и снова, потому что это имущество (церковь) было отобрано, а не было передано следующим поколениям, т.е. приращения не произошло».

Община была большая, очень энергичная. Сразу же создали кружок церковного пения для детей и подростков. К слову, в журнале «Слово Церкви» писали о красоте пения барнаульской общины, когда освящали новый храм.

Для нужд фронта (Империалистической войны) от Томско-Алтайской епархии дважды собирался целый вагон подарков, в 1914 и 1916 годах. Офицеры и солдаты были очень тронуты, чуть не плакали. Также собирали много средств для раненых. Позднее в советское время жертвовали на помощь голодающим Поволжья.

Поведала Ирина Васильевна и о священниках, служивших на барнаульском приходе. Первый священник был, очевидно, иерей Стефан Шумихин, его сын Иван Степанович Шумихин был долгое время церковным старостой. Потом священником был отец Антоний Пучков. Далее, как известно, служил о. Ияков Чучалин.

В годы репрессий получилось не совсем понятно: в Новосибирске и Томске остались церкви, в Барнауле — нет. Вообще, по закону, каждому вероисповеданию полагалось иметь в регионе хотя бы одну церковь. Но несмотря на это община в Барнауле была всегда, причем община крупная.

Власти себя успокаивали, что это все умирает. С мест отписывались: «У нас тут старушки молятся по домам, они скоро умрут и все закончится», — и так на протяжении тридцати лет. Даже в самые тяжелые годы община в Барнауле была полноценная, 200-300 человек.

На круглом столе, Барнаул
Выступает Наталия Баумтрог

5. Праздник святых Петра и Февронии Муромских и семейные ценности

В 2008 г. на государственном уровне вновь стали отмечать праздник Дня семьи, любви и верности. Кандидат филологических наук Наталия Баумтрог рассказала о готовящемся мультипликационном фильме по памятнику древнерусской агиографической литературы Повести о Петре и Февронии, выдающемся произведении для своего времени, обладающем необычным построением житийного рассказа и нехарактерными для жанра элементами.

В завершение прозвучало одобрение обращения к подобным образцам семейной жизни, поскольку сейчас тема тех же разводов как никогда актуальна. Хорошо, что ценности семьи и верности освещаются хотя бы на мультипликационном уровне.

Заседание в старообрядческой общине

Участники круглого стола выразили удовлетворение состоявшейся встречей, организаторы поблагодарили гостей за участие. Было высказано пожелание проводить такие мероприятия чаще.

Поделиться:  
Комментарии
Алтайский старообрядец

Теги: Семинары и обсуждения, Крестовоздвиженский храм, Знаменный распев, Старообрядчество Алтая, Мальцева Татьяна Геннадьевна, Протоиерей Никола, Куприянова Ирина Васильевна, Круглый стол

Старообрядчество в интернете
HotLog