Русская Православная Старообрядческая Церковь Сайт Покровской старообрядческой общины Барнаула

Хор певчих старообрядческих приходов Сибири в Барнауле — «Алтайский край в лицах»

Концерт духовных песнопений 23 января 2015 года в городе Барнауле, в концертном зале Алтайской государственной академии культуры и искусств.
Участник вечера — Хор певчих старообрядческих приходов Сибири.
Видеорепортаж т/к «Катунь-24».

 

Приглашая на сцену Хор певчих старообрядческих приходов Сибири, Александр Емельянов, его руководитель и ведущий второй части концерта, так представил пение сибирского старообрядеского хора:

— Это строгий унисон, знаменный распев, не допускающий многоголосья. То есть, вы сможете услышать так, как пели в Русской Церкви 300-400 лет тому назад.

После церковного раскола в середине XVII века древлее отеческое православие не только сохранилось, старообрядцы пронесли через столетия гонений древние иконы и книги, они сохранили музыкальную культуру. Хоры старообрядческих приходов живы в храмах и в настоящее время. Но и вне церкви можно услышать их выступление. 23 января в Барнауле звучало их замечательное пение. Началу концерта предшествовали книжная выставка и фотовыставка.

Отец Никола Дyмнов, протоиерей, настоятель храма Покрова Пресвятыя Богородицы:

— Сегодня мы хотим вам рассказать очень кратко о книгах, которые сохранились как наследие в Старообрядческой Церкви. Напомню, что до эпохи книгопечатания книги переписывались, и стоили они очень дорого. Мы помним Астромирово Евангелие, которое было написано в 1056 году. Конечно, оно и тогда стоило очень дорого, и писалось это Евангелие почти целый год. Острожская Библия — это одна из первых книг, которая была напечатана первопечатником Иоанном Федоровым в 1581 году...

Книги как наследие бережно хранились. Иконы, книги — это то, что люди паче зеницы ока хранили, бросая иногда даже свое материальное имущество, но книги старались сохранить.

Хор певчих старообрядческих приходов Сибири под управлением Александра Емельянова представил уникальную древнерусскую церковную певческую культуру.

А. Емельянов:
— Так получилось, что в начале 90-х годов, точнее в 1993-м, я познакомился со старообрядцами и барнаульской старообрядческой общины, и бийской старообрядческой общины, и я уже в этом году принял крещение в Старообрядческой Церкви.

И постепенно, столкнувшись с той музыкальной средой, которая бытует в древлеправославной певческой культуре, — кстати, культуре абсолютно чуждой той, которую изучаю студенты музыкальных училищ или консерваторий, — столкнувшись с этой музыкой, с этим пением, у меня возник, конечно же, прежде всего, профессиональный интерес: изучить это, овладеть этим пением. Потому что там другая система нотации, другой принцип построения песнопений, другие мелодии. И так началось с 1993-го года моё увлечение, моя работа со знаменным роспевом.

— Мне посчастливилось быть учеником опытных старых уставщиков, старообрядцев, прежде всего, бийской общины, которые сызмальства, с малых лет знали искусство этого пения. И вот так получилось, что они мне эти знания и передали.

А. Корчуганов:

Было бы несправедливым не сказать доброе слово и о городском академическом хоре под управлением Александра Борисовича Тарнецкого. Его известность давно перешагнула границы Барнаула. В исполнении этого замечательного коллектива прозвучали духовные произведения русских композиторов XVIII — XX вв..

А. Емельянов:

— Если старообрядцы, пусть они жили в годы гонений, они жили в сложных стесненных условиях, они тайно собирались на богослужения, но они сохраняли вот этот свой мир, они не разбредались, они как-то, действительно, хранили свои духовные традиции, устои и прочее. И вот благодаря этому сохранилось и пение как часть общего культурно-духовного наследия древлеправославия. Это сохранялось и в период никоновских гонений, и в период синодальных гонений, которые имели место быть, и в период гонений уже в советское время.

Просто сейчас очень приятно видеть, что когда-то некогда это полузабытое искусство, оно уже в глазах многих исследователей утрачивало свои перспективы. Однако оно живо, и сейчас наблюдается какой-то очередной его расцвет, какое-то возрождение его. Потому что, вы посмотрите сейчас на наши старообрядческие певческие коллективы: в основном, это молодежь.

Еще материалы: Заметка о Рождественском концерте в Барнауле

Источник: Телеканал «Катунь-24»

Поделиться:  
Комментарии
Алтайский старообрядец

Теги: Хоровые коллективы, Хор певчих старообрядческих приходов Сибири, Знаменное пение, Духовная музыка, «Алтайский край в лицах»

Старообрядчество в интернете
HotLog