Русская Православная Старообрядческая Церковь

О праздновании столетия старообрядческого храма в Томске

Торжество Православия в Сибири

Как только ни называют Томск: и сибирскими Афинами, и хранителем святого Грааля. Но нас, барнаульцев, приехавших в дни празднования столетия со дня освящения храма во имя Успения Пресвятыя Богородицы 27-28 августа 2013 г., интересовал, конечно, Томск старообрядческий.

Томск встретил нас дождливой погодой, которая не выдерживала критики, но разве мог какой-то дождь испортить прекрасное впечатление от всего того, что мы там увидели?

Праздник праздников

Томская община – одна из старейших в Сибири, с давно сложившимися и тщательно сохраняемыми многолетними традициями. В эти дни томичи принимали многочисленных гостей из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Новокузнецка, с. Залесово, Томска, Минусинска и др. мест. Прибытие митрополита Корнилия придавало празднику особую масштабность. Программа была насыщенная, праздничные мероприятия продолжались почти неделю. Мы приехали к самым торжественным событиям – вечерней праздничной службе и престольному празднику.

Все службы украшал своим великолепным слаженным пением хор обоих клиросов. Праздничная литургия, которую возглавлял митрополит Корнилий, проходила в наполненном людьми храме. Для нас, гостей из Барнаула, этот праздник был значимым еще и потому, что в этот день еп. Силуяном был поставлен во священноиереи на с. Залесово диакон Евгений Гуреев (Барнаул). Это событие прошло в такой торжественной атмосфере, что некоторые из присутствующих не могли сдержать слез.

Участники престольного праздника Успения Богородицы
Участники "Успенских встреч" во дворе храма

Про рубашки «с подоплекой» и сарафаны с «лягушками»

Много ли людей знает, чем поликовая рубашка отличается от покосной, какую функцию в этих изделиях выполняют подоплека и становина? А кто сможет отличить сарафаны дубас, горбач от глухого косоклинного сарафана или сарафана-лямошника, который и шился с упомянутой выше «лягушкой»? Раньше это знал практически любой ребенок. А сейчас на такие вопросы могут ответить лишь профессионалы-этнографы, историки костюма да редкие энтузиасты-любители, которые понимают, что русская народная одежда – эта одна из основ нашей национальной самоидентификации, свидетельство культурной традиции, уходящей, как, например, церковное знаменное пение, в глубину веков. Всем интересующимся этой темой была предоставлена возможность открыть для себя что-то новое благодаря тому, что в эти дни на прилегающей к томскому храму территории проходила старообрядческая ярмарка. Ее посетители могли приобрести не только книги, меда и бальзамы, но и исконно русскую народную одежду.

Кроме того, перед отъездом из Томска нам посчастливилось побывать в краеведческом музее, где одна из экспозиций, приуроченная к празднованию 100-летия освящения храма, была посвящена истории и культуре старообрядчества. Особенно привлекли наше внимание представленные на выставке русские кафтаны и сарафан.

Юбилейный концерт

Поскольку мы были ограничены временными рамками, нам, к сожалению, не удалось послушать древнерусское богослужебное знаменное пение на юбилейном концерте, состоявшемся 29 августа в органном зале Томской областной государственной филармонии. В нем приняли участие хоры певчих старообрядческих приходов Сибири, хор Лиговской старообрядческой общины (Санкт-Петербург), гостем концерта стал Александр Холмогоров (Барнаул).

Дорога домой

Дорога домой пролегала уже не через с. Залесово, а через Новосибирск, а это километров на 100 короче, поэтому заняла меньше времени. Мы возвращались домой с чувством, что стали свидетелями и участниками удивительного события – настоящего торжества Православия в Сибири.


Автор: Наталия Баумтрог


Telegram
Читайте «Алтайский старообрядец» в Телеграме и добавляйте в список источников Новости.
Комментарии
Старообрядчество в интернете