На тему о вкладе известных старообрядческих деятелей в общерусскую культуру пишет Леонте Иванов (Румыния), который открыл неизвестные сведения о последних годах жизни крупного старообрядческого писателя Ф.Е. Мельникова.
Статьи
Старообрядческое церковное пение — Н.Г. Денисов
История старообрядческого церковно-певческого искусства заслуживает отдельного большого исследования. Старообрядческая певческая культура, как культура профессиональная и письменная, едина в типологическом отношении.
Акустика колокольного звона: методические аспекты толкования
Колокола восприняты для православного богослужения много веков назад. С развитием колокольного литья и повсеместным распространением церковных колоколов, колокольный звон стал одним из характернейших элементов русского православного богослужения.
Старообрядчество — духовная крепость русской культуры
Долгое время русская культура в России находилась на положении падчерицы: многие могли безнаказанно глумиться над нею. Шел усиленный процесс нивелировки и унификации, а вернее — постепенного искоренения традиционной культуры...
Старообрядчество Алтая как феномен культуры – Л.С. Дементьева
О старообрядчестве говорят и пишут давно и много, начиная с XVII века, часто давая этому явлению неравнозначные оценки. В XX веке старообрядчество стали изучать как явление, принесшее в современность и хранящее в ней многие черты древней русской культуры, всех ее аспектов: духовно-содержательного, морфологического, институционального. У XX века много вопросов к прошлому.
Кожурин К.Я. Певческая культура старообрядцев и наследие Древней Руси
Как известно, старообрядцы сохранили и сделали достоянием мировой культуры не только древнерусскую икону, но и певческие традиции Древней Руси. Основой древнерусского и старообрядческого богослужебного пения был так называемый знаменный распев, получивший свое название от общего наименования использовавшихся для его записи знаков – «знамен». Если древнерусская иконопись справедливо называется «богословием в красках», то древнерусский знаменный распев с не меньшим основанием можно назвать «богословием в звуках».
Алтайские старообрядцы: история, традиции, лингвокультурологические особенности, «картина мира»
1. Алтайские старообрядцы представляли до последнего времени относительно замкнутую группу населения (22-23 деревни в Восточно-Казахстанской области и несколько деревень в Республике Алтай) – на юге прежней Томской губернии.
Проповедь на праздник Вознесения Господня
Проповедь протоиерея Николы на Вознесение Господне о празднике и вспоминаемых евангельских событиях.
Неделя Антипасхи, о Фоме: проповедь о жертве Христа и об уверении ап. Фомы
Чем для нас радостна и важна Пасха Священная? Радость Пасхи выражается многими высокими словами и эпитетами. Слово «пасха» значит «прохождение».
Виталий Гриханов. Искупитель
Старообрядческий поэт Виталий Петрович Гриханов пишет об Исусе Христе, о Его крестной искупительной жертве. Лирический герой стихотворения следует за Христом с горячим сердцем, прославляя Спасителя, Который явил «безмерный образ любви» и спас Своей смертью всех людей.
Судьбы барнаульского старообрядчества в годы революции и гонений на религию
Один из крупнейших центров старообрядчества Алтая находился в г. Барнауле. Он объединил вокруг себя к концу XIX в. общины ряда уездов Алтайского округа. Барнаульский приход Крестовоздвиженской церкви играл заметную роль в церковно-приходской жизни образованной в начале XX в. Томско-Алтайской епархии.
Дорога к храму будет всегда: размышления после выставки «Архитектура и религия» (1996)
В 1996 г. в Москве на базе Росстройэкспо проходила выставка и конференция «Архитектура и религия». Среди участников выставки был Алексей Афанасьевич Синельников, который у стенда Московской Митрополии РПСЦ представлял разработанный им для общины г. Барнаула проект храма Покрова Пресвятой Богородицы.
О христианском посте: что такое пост, когда начинаются и как соблюдать посты
Посты установлены самим Богом. Первый пост был дан Богом Адаму и Еве в раю.
Православный церковный старообрядческий календарь на 2018 год: праздники и посты по дням
Церковный календарь с указанием православных церковных праздников, постных дней и постов, дней поминовения усопших (родительских суббот) на каждый день года по месяцам.
Слово на память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Проповедь протоиерея Николы, настоятеля храма Покрова Пресвятыя Богородицы, на праздник св. славнаго и всехвальнаго апостола, девственика, и наперсника, и возлюбленника, евангелиста Иоанна Богослова.
К истории борьбы российской власти и церкви со старообрядческим расколом на Нижнем Чумыше (XVIII-XIX вв.)
В статье рассказывается о старообрядцах Нижнего Причумышья: деревни Елунина, Шипицина, Язовая, а также повествуется о Шипицинской староверческой часовне и непростых взаимоотношениях с духовными и светскими властями.
Праздник Преображения Господня: проповедь и освящение плодов
19 августа в Церкви установлено празднование Святого Боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа. В этот день в Барнаульском храме прошла Божественная литургия.
Старообрядцы предгорий Алтая в переписке миссионеров РПЦ (начало XX века)
О взаимоотношениях старообрядцев, проживающих в селах предгорной зоны Алтая, с представителями Алтайской духовной миссии по эпистолярным источникам миссионеров синодальной новообрядческой церкви.
История старообрядческой общины с. Залесово Алтайского края
В статье Н.А. Костеревой повествуется об истории Залесовской старобрядческой общины, в общей связи с историческими процессами в России. Автор рассказывает об истории села Залесово, о взаимодействии сибирских старообрядцев с церковными и светскими властями, об общинах в селах: Ново-Глушинка, Шмаково, Залесово, Пещерка.
Неделя о расслабленном: о духовной расслабленности и подражании Христу и святым
Проповедь в неделю 4-ю по Пасхе о расслабленном, сказанная иереем Евгением Гуреевым, настоятелем Никольского храма в с. Залесово.