Русская Православная Старообрядческая Церковь Сайт Покровской старообрядческой общины Барнаула

Документы по истории религии Усть-Коксинского района

История Усть-Коксинского района тесным образом связана с историей заселения ее территории старообрядцами. Какие вероисповедания прослеживались в истории по документам в этом районе? Какие молитвенные дома, храмы и часовни, а также школы существовали в исторической перспективе? Ответы на эти и другие вопросы с цитатами из архивных документов — в данной статье историка и архивариуса Т.Г. Мальцевой.

Алтайский старообрядец

Подробнее

О духовных стихах Александра Холмогорова

Есть звуки, которые хочется слушать, есть слова, которые хочется повторять. Есть образы, которые навсегда врезаются в память. Есть мысли сокровенные, есть открытые, но как бы еще не услышанные, так как не имеют оболочки, чтобы стать узнанными. Однажды они облекаются в слова, идущие из самого сердца, и заставляют остановиться бегущее время и нас, проживающих это время. Потрясенные, мы понимаем, как долго бродили вокруг сокровища, цену которого способны постичь только теперь.

Алтайский старообрядец

Подробнее

Из истории старообрядчества и старообрядческих согласий Залесовского района

История старообрядчества и старообрядческих согласий на территории Алтайского края. Сохранившиеся источники как нельзя лучше свидетельствуют о былой силе и влиянии старообрядчества, его драматической истории, насыщенной внутренней жизни, в которой вопросы сохранения веры и благочестия предков играли первоочередную роль. На территории современного Залесовского района старообрядцами был основан ряд сел.

Алтайский старообрядец

Подробнее

Духовные основы войны на Донбассе: размышления по итогам поездки

Нельзя не удивляться Божьему промыслу, что помогает осуществлению человеческих стремлений. Желание вновь попасть на Донбасс и, особенно, в Луганск, где с марта 1988-го по июнь 1995-го года проработала я доцентом кафедры литературы Луганского пединститута, преследовало меня с самого начала народно-освободительной войны. Вместе с пермскими писателями я посылала деньги на помощь Новороссии, писала статьи о необходимости признания Донецкой и Луганской республик, а, главное, молилась о спасении их каждое утро и каждый вечер.

Алтайский старообрядец

Подробнее

Христос Воскресе! — На Святую Пасху проповедь еп. Михаила Семенова

Семь недель мы в посте и печали ждем великой радости: прихода Господа Воскресшего. И вот Чертог Сияющий открылся перед нами.
Разве сегодня мы не в золотых Чертогах Господних? Какая радость кругом! Не хоры ли ангелов поют с нами победную песнь?

Алтайский старообрядец

Подробнее

Вербное воскресенье — торжественный праздник Входа Господня во Иеросалим с грустью грядущих Страстей

За неделю до Пасхи, Светлого Христова Воскресения, Церковь вспоминает события воскрешения праведного Лазаря и последующего за ним Входа Господня в Иерусалим.

В русской традиции этот праздник носит также название Вербного воскресенья, а по-церковному называется неделей ваий или неделей цветоносия (неделя цветная). Подобные названия праздника появились от неотъемлемой части богослужения праздника: освящения ветвей пальмы или вербы. Как известно, ветвями пальмы постилали Господу путь при его въезде в Иерусалим.

Алтайский старообрядец

Подробнее

О типологических признаках духовного стиха

Актуальность проблемы типологии духовного стиха обусловлена его содержательной емкостью, многообразием форм бытования, стилистической открытостью. Необходимо выявить признаки, объединяющие музыкально-поэтические образцы, сложившиеся в разные исторические периоды, в одну жанровую разновидность.

Алтайский старообрядец

Подробнее

Христианский пост и здоровье. Польза постной пищи для здоровья

Православный христианин знает, что одно из важнейших условий христианского образа жизни — строгое соблюдение постов и постных дней. Пост — это изменение образа жизни, это труд души, осмысление своих поступков, это покаяние. В пост все продукты животного происхождения: мясо, молоко, яйца, сливочное масло — исключаются из рациона питания. Разрешается вся растительная пища, не каждый день растительное масло, изредка — рыба.

Алтайский старообрядец

Подробнее

Знаменный роспев: история, современность и проблемы изучения

Две тысячи лет человечество живет по новому летоисчислению. Начало этому исчислению, начало новой жизни, нового сознания людей положило христианство. Явление это было настолько значимым, что люди по-новому осмыслили свое бытие. Новые идеалы повлияли на все стороны жизни человека. Формируется новая философия, культура, искусство. Следствием нового христианского сознания стала главенствующая роль церковных видов искусства в жизни христианского общества.

Алтайский старообрядец

Подробнее

Крестный ход в Томские таёжные скиты

Этот Крестный ход был организован в память о подвигах и страданиях предков-старообрядцев, к месту таежных скитов: мужского Ново-Архангельского и женского, где были храмы в честь явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Ея Успения. В августе 2004 года крестный ход возглавил Высокопреосвященнейший митрополит Андриан (Четвергов).

Алтайский старообрядец

Подробнее

Ликвидация старообрядческих общин Алтая в конце 1920-х — середине 1930-х гг.

В работе И.В. Куприяновой отражены особенности адаптации старообрядческих общин в период богоборческой политики советского государства в период коллективизации — в конце 1920-х — середине 1930-х гг.; показаны попытки их борьбы против закрытия культовых зданий и прекращения старообрядческой богослужебной практики. На конкретных документальных примерах рассмотрены процедура ликвидации общин и переход старообрядческих согласий к традиционным для них способам сохранения вероисповедания в условиях гонений.

Алтайский старообрядец

Подробнее

Что такое старообрядчество? — Ф.Е. Мельников

Обычно под старообрядчеством разумеется то русское течение, которое религиозно объединяет миллионы людей, называемых старообрядцами. Но такое определение ничего по существу не определяет, ибо остается невыясненным самое это «церковное течение». В огромной литературе по старообрядчеству содержатся совершенно различные определения старообрядчества. По казенному определению, это раскол Русской Церкви, обрядоверие, поклонение букве и, значит, невежество.

Алтайский старообрядец

Подробнее

«Спокойная радость»: воспоминания участницы старообрядческого крестного хода в Гари

В д. Гарь Томской области ежегодно с 2004 года проводятся Крестные ходы к местам старообрядческих Михаило-Архангельских монастырей. В предлагаемом материале – впечатления одной из участниц, барнаульской прихожанки, впервые побывавшей на этом крестном ходе.

Алтайский старообрядец

Подробнее

Кожурин К.Я. Певческая культура старообрядцев и наследие Древней Руси

Как известно, старообрядцы сохранили и сделали достоянием мировой культуры не только древнерусскую икону, но и певческие традиции Древней Руси. Основой древнерусского и старообрядческого богослужебного пения был так называемый знаменный распев, получивший свое название от общего наименования использовавшихся для его записи знаков – «знамен». Если древнерусская иконопись справедливо называется «богословием в красках», то древнерусский знаменный распев с не меньшим основанием можно назвать «богословием в звуках».

Алтайский старообрядец

Подробнее

Практика проведения Крестных ходов в приходах Русской Православной Старообрядческой Церкви

Крестные ходы очень значимы для каждого христианина и вообще Русского человека. Какова история крестных ходов? С какой целью они проводятся? Какие традиционные крестные ходы проводятся в Русской Православной Старообрядческой Церкви? Каковы особенности проведения старообрядческих крестных ходов? Как обеспечивается их организация? Ответы на эти и другие вопросы приводятся в публикуемом докладе Игоря Лапина (РПСЦ). Материал был представлен на конференции «Крестный ход: история, современность и развитие», которая была проведена в Москве 26 января 2016 года.

Алтайский старообрядец

Подробнее

Куприянова И.В. Иконостас старообрядческого Крестовоздвиженского храма в Барнауле

Сразу после выхода в свет правительственных установлений 1905–1906 гг., разрешающих старообрядцам регистрировать свои общины и строить культовые сооружения, барнаульские белокриничане стали ходатайствовать перед городской думой об отведении им места под строительство храма.
Белокриницкий Крестовоздвиженский храм, построенный известным барнаульским архитектором Носовичем, стал наиболее значительным культовым сооружением старообрядцев Алтая.

Алтайский старообрядец

Подробнее

Ильин В.Н. Государственная политика репрессивного воздействия на активистов старообрядчества Томской губернии в XIX веке

По мнению представителей светских и церковных властей, «томский раскол силен своими духовными руководителями». В своих рапортах и официальных записках служители синодальной церкви и мелкие чиновники регулярно указывали на наличие так называемых «расколоучителей», требуя принятия решительных и действенных мер по пресечению их деятельности.

Алтайский старообрядец

Подробнее

К юбилею образования Томско-Алтайской епархии

Как в дореволюционной, так и современной России, белокриницкая иерархия являла собой крупнейшее объединение среди староверия. Ее возникновение явилось прямым следствием традиционно-репрессивной политики правительства в 1830-40-е гг. в отношении, прежде всего, к переходящему из господствующей церкви священству. Значительное распространение влияния старообрядческой Церкви в России, после того как Божиим смотрением к ней был присоединен митрополит Амвросий и восстановлена трехчинная иерархия, начинается с 1850-х гг..

Алтайский старообрядец

Подробнее

Из истории Барнаульской Крестовоздвиженской церкви

В очередной раз обратиться к истории Барнаульской Крестовоздвиженской церкви заставил юбилей ее строительства, удивительным образом совпавший с 90-летием образования Томско-Алтайской епархии. История ее – это, прежде всего, история барнаульской общины, в которой как нельзя полно отразилось непростое бытование по бурным волнам житейского моря старообрядческого движения. История же общины, зарегистрированной только 28 мая 1908 года, начинается задолго до строительства самой церкви.

Алтайский старообрядец

Подробнее

Ильин В.Н. Государственная регламентация семейно-брачных отношений старообрядцев в XIX в. на примере Томской губернии

Старообрядчество – как христианское православное исповедание – не признавалось ни светскими, ни церковными властями. Поэтому староверы были жестко ограничены в своих правах. В частности, государственная концепция «борьбы с расколом» имела характерное воплощение в брачном законодательстве.

Алтайский старообрядец

Подробнее

Старообрядчество в интернете
HotLog