Русская Православная Старообрядческая Церковь Сайт Покровской старообрядческой общины Барнаула

Притча о блудном сыне: хотя и много грешим, но нужно каяться!

Во второе воскресенье перед Великим постом Святая Церковь в очередной раз подготавливает христиан к его началу. В евангельском чтении мы слышим притчу о блудном сыне, текст которой в очередной раз напоминает нам о покаянии, о возвращении и обращении к Богу.

В 2017 г. неделя о блудном сыне приходится на 12 февраля, ровно за две недели до Святой Четыредесятницы. В этот день также совершается память трех великих святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго.

Возвращение блудного сына. Икона. Греция, XVI в.
Возвращение блудного сына. Греция, Афон. Монастырь Хиландар. XVI в.

Краткое содержание библейской притчи, сказанной Господом нашим Исусом Христом, чему она учит, а также небольшое толкование ее смысла и сути прозвучали в воскресной проповеди протоиерея Николы в Покровском храме г. Барнаула.

Сегодня мы слышали евангельскую притчу о блудном сыне. Наверное, необходимо чуть уточнить или обратить на нее внимание.

Младший сын — это грешники. Так вот, к этому роду грешников относится большинство людей. Ну и мы, наверное, сами себя относим к этому классу грешников.

И вот, этот младший сын приступил к Отцу, и требовал от него дать ему его часть имения. Уже это одно является настолько и циничным, и вероломным. Ибо по законам тех древних лет вступали в наследство после того как умирал, или отец, как в данном случае, или тот человек, который оставлял завещание, как правило, своим детям, сыновьям. Но этот младший сын, не дожидаясь кончины, как бы говорит: «Мне некогда ждать, я полон жизненных сил, у меня много планов, много желаний... Дай мне мою часть», — как бы требуя у Отца: «Дай мне!» (Лк.15:12).

А что оставалось отцу? Отказать ему? А отец как будто молча говорит ему: «Я еще жив, еще я не умер, подожди, когда я покину этот бренный мир, тогда вступишь в наследство, вместе со своим братом, моим старшим сыном». — Но нет! Некогда ждать младшему сыну, он требует. И, получив требуемое, удалился в страну далече. Удалился туда, где прожил, прожег свою жизнь. В страстях, в грехе, в блуде и прочих развлечениях. Он прожег все имение, то самое, что досталось ему от Отца. И тогда что ему оставалось делать, куда податься?

Но его посетила мысль возвратиться в отчий дом, возвратиться к Отцу. И он возвращается к Отцу. Конечно же, он чувствует вину, что поступил так некрасиво, вероломно, не правильно ни по человеческим законам, ни по Божеским. Но что ему, куда? Все, он погибает от голода, от лишений!

И о, чудо! Его встречает любящий Отец. Еще издалека увидя его, в лохмотьях, нищего, Он бежит к нему навстречу. И, мало того что встречает его с ласкою, он сразу же повелевает, чтобы сделали пир, закололи «тельца упитеннаго» (Лк. 15:23), то есть теленка, который был откормлен для особых праздничных мероприятий; пригласили людей... А старший сын, видя это, оскорбился. Ибо он думал, что как же можно вести себя с этим его братом, так поступившим, в отличие от него, который честно трудился, помогая отцу и зарабатывая еще большие для него прибытки!

И здесь мы опять же наблюдаем, что старший сын — это праведники. Оказывается, и среди мнимых «праведников» бывает такое чувство зависти. Поскольку Отец в притче — это Бог, то как Бог может миловать грешников? А ведь мы и грешники, и «праведники» вместе с тем. Все в нас вмещается: и состояние грешников, когда мы грешим постоянно, и, когда мы каемся, молимся — мы себя мним «праведниками». И уже, смотрите, в нас борются два этих чувства: покаянное чувство великого грешника и зависть мнимого «праведника».

Господь милостив, и Он устами Отца в притче сказал, что «сей сын мой был мертв и ожил» (Лк. 15:24). И оттого радость, что он совсем был мертвым, — всё, казалось, ему нет места в этом обществе среди живых, — и вдруг ожил, пришел в разум истинный, разве не радоваться этому? Конечно же, надо радоваться.

И нам Господь дает такой духовный посыл: хотя и грешим, много грешим, но чтобы мы каялись! Избави нас Бог от вот этой мнимой «праведности», которая могла бы смутить нас и увести с праведного пути. Да поможет нам Бог в наших трудах покаянных.

Поделиться:  
Комментарии
Алтайский старообрядец

Теги: Проповедь, Протоиерей Никола, Поучение

Старообрядчество в интернете
HotLog