Русская Православная Старообрядческая Церковь Сайт Покровской старообрядческой общины Барнаула

Морозовский хор при Богородско-Глуховской мануфактуре

В 80-е годы прошлого столетия советская фирма «Мелодия» выпустила пластинку, воспроизводящую старинные записи Морозовского хора. Рассказ об этом хоре и его истории – в данном материале.

Морозовский хор просуществовал при Богородско-Глуховской мануфактуре более 30 лет и финансировался управляющим мануфактурой - Арсением Ивановичем Морозовым. Морозов лично отбирал для хора способных детей, юношей и девушек из семей своих работников-старообрядцев. Хор возник еще тогда, когда старообрядческое богослужение совершалось чаще всего в домовых и походных церквах, под угрозой полицейских облав. Морозов хотел, чтобы живое древнерусское наследие не исчезло. Еще в 1884 году для этих целей А.И. Морозов профинансировал издание шеститомного «Круга знаменного церковного пения» – самого содержательного сборника знаменитых распевов, выходившего когда-либо из печати. Морозов сделал этот сборник практическим руководством для своих певцов, скупив большую часть тиража и снабдив этой книгой многие старообрядческие храмы и общины.

Арсений Иванович Морозов
Старообрядец-меценат Арсений Иванович Морозов

В 1905 году, когда царь издал специальный манифест, дающий свободу старообрядчеству, певцы Морозовского хора могли уже открыто участвовать в храмовой службе. Хор много ездил по всей России с концертами знаменного пения, которые постоянно собирали большое число слушателей. Выступал хор в Москве, Петербурге и других городах. Эти концерты способствовали оживлению интереса к древнему хоровому пению.

Сам Арсений Иванович очень любил петь и запросто мог стать регентом хора. У него был сильный, красивый голос. Во время церковных служб он с удовольствием пел на клиросе. Наверное, поэтому в газетах того времени глуховский хор стали называть Морозовским, а самого Арсения Ивановича – «Поющим Миллионером». Появились и граммофонные записи выступлений хора, которые огромными тиражами распространялись по всей России. Обычно летом в наш город (Богородск – прим. редакции) съезжались педагоги хорового пения, для того чтобы перенять древнерусское мастерство. Самых лучших певцов хора направляли в города Поволжья, Урала и Сибири для обучения и популяризации старообрядческого песнопения. Участники хора вели переписку с другими певческими коллективами и часто публиковали свои статьи о церковном песнопении в известных журналах.

Морозовский хор в МГК
«Морозовский хор» при Богородско-Глуховской мануфактуре в Большом зале Московской консерватории

Первым руководителем хора Богородско-Глуховской мануфактуры был Иван Аверьянович Фортов. И. А. Фортов родился в 1842 году в семье крестьянина сельца Слободищи. В 1864 году поступил на службу приказчиком прядильной фабрики Богородско-Глуховской мануфактуры. С 1872 года Иван Аверьянович стал руководителем и одним из первых певцов Морозовского хора. Он пел в хоре до 1899 года, затем из-за тяжелого плеврита прекратил петь, но продолжал руководить хором. Ему принадлежит изданный в 1884 году «Круг церковнаго древняго знаменнаго пения».

Лишь 28 ноября 1899 года он передал управление хором П.В. Цветкову. А менее чем через месяц, 24 декабря (6 января по новому стилю) 1907 года Иван Аверьянович Фортов, первый руководитель Морозовского старообрядческого хора, скончался….

Вторым руководителем Морозовского хора стал Павел Васильевич Цветков. В марте 1911 года хор под руководством Павла Васильевича Цветкова выступал с большим концертом в Московской консерватории. Этот концерт состоял из трех отделений, причем во втором отделении женский хор выступал без руководителя. Московские газеты не скупились на красивые эпитеты, рассказывая об этом выступлении. «Самый исторический в русской культуре», «это были чудные звуки», «великолепное исполнение», «отличные голосовые данные» - именно такие эпитеты использовали московские журналисты в своих статьях, вышедших после этого концерта.

Любители музыки увенчали П. В. Цветкова лавровым венком, а буквально через неделю, 20 марта 1911 года, он скончался в Глуховской больнице. Ему было только 30 лет. После его смерти остались жена и сын, которому исполнилось только три месяца.

Смерть П. В. Цветкова для участников хора и Морозова явилась тяжелейшим ударом. Хор смог собраться и продолжить свое творчество только через три года - в 1914 году. Тогда в нём уже пело около 300 человек.

Некоторые знатоки древнего пения упрекали Морозовский хор в некоторой «модернизации» знаменного пения, в использовании нетрадиционных для старообрядчества и для Древней Руси певческих приемов. Думаю, такой прием Арсений Иванович использовал специально, чтобы приблизить старорусское песнопение к современности. Во времена революционных потрясений и расцвета технического прогресса, он хотел, чтобы красота древнего богослужения была доступна и близка современному человеку начала прошлого века, независимо от того, кем он был – инженером, рабочим или служащим.

Наряду с популяризацией старообрядческого песнопения Морозовский хор также воспитывал старообрядческую молодежь. Многие из тех, кто пел в хоре, впоследствии создавали молодежные и детские хоры при очень многих старообрядческих общинах не только в Подмосковье, но и по всей России. Старообрядческие хоры были при всех храмах, к строительству которых был причастен Арсений Иванович. Они не только участвовали в службах, но и становились кружками для общения, взаимной поддержки, совместного духовного обучения верующей молодежи. Участники хора до самой глубокой старости сохраняли теплые воспоминания о времени, проведенном в Богородско-Глуховском хоре.

Составитель: Василий СМИРНОВ

Поделиться:  
Комментарии
Алтайский старообрядец

Теги: Знаменное пение, Знаменный распев, Морозовский хор, Арсений Иванович Морозов

Старообрядчество в интернете
HotLog