Русская Православная Старообрядческая Церковь Сайт Покровской старообрядческой общины Барнаула

О типологических признаках духовного стиха

Актуальность проблемы типологии духовного стиха обусловлена его содержательной емкостью, многообразием форм бытования, стилистической открытостью. Необходимо выявить признаки, объединяющие музыкально-поэтические образцы, сложившиеся в разные исторические периоды, в одну жанровую разновидность.

Во-первых, источники сюжетов духовных стихов связаны с каноническими богослужебными текстами и апокрифической литературой. Поэтому содержание большинства памятников духовного песнетворчества основывается на религиозной истории и мифологии. Выражая мировоззрение, идеологию, этические и эстетические установки, духовный стих представляет философские воззрения своих носителей.

Духовная птица райская Сирин
Сказочная райская птица-дева Сирин

Отметим далее, что духовный стих безусловно имеет и отличительный функциональный признак — бытование религиозных по содержанию образцов за пределами богослужения. Но подобное функционирование чрезвычайно широко толкуется. Так, духовный стих может иметь календарную приуроченность к церковным праздникам, быть элементом свадебного или похоронного обрядов, применяться по типу земледельческих магических жанров, например, для заклички дождя, наконец, бытовать как лирическая досуговая песня. Тем самым, многие образцы внебогослужебного духовного пения функционально сближаются с традиционными фольклорными жанрами. Отличие заключается в возможности их исполнения во время постов, когда пение мирских песен было под запретом.

Устойчивых стилистических признаков духовный стих не имеет. В зависимости от исторического периода, среды бытования, культурно-этнографических особенностей, конкретного региона, а также эстетических установок и уровня мастерства исполнителей духовный стих подвергался влиянию богослужебного пения, архаичных фольклорных пластов — эпического и обрядового, более поздних фольклорных явлений, в частности, лирической песенности, кантовой культуры, романса, современной песни. Таким образом, самостоятельные стилистические признаки в духовном стихе не были сформированы, следовательно, они не репрезентативны для типологии духовного стиха как автономного вида музыкально-поэтического творчества.

Стилистика музыкальных и поэтических текстов во многом зависит от принадлежности духовного стиха к фольклорной (устной), либо профессиональной (книжной) традициям. Разделение духовного стиха на фольклорный и книжный в первую очередь зависит от среды бытования. Так, носителями книжного духовного стиха в различные исторические периоды были монастырские распевщики, воспитанники духовных учебных заведений, профессиональные поэты, реже — музыканты. Произведения, которые они создавали и распространяли, фиксировались сначала в богослужебных книгах, затем в отдельных сборниках покаянных стихов, далее в виде псалтырей и сборников кантов, наконец, книг смешанного состава, куда помимо старших образцов, кантов и псалмов включались современные духовные вирши.

Формирование фольклорного духовного стиха происходило в народной среде, поэтому содержание таких памятников носит отпечаток двоеверческого народного мировоззрения, основанного на смешении христианских и языческих представлений. В результате устного распространения фольклорные образцы существуют в виде множества вариантов. Ареальная замкнутость способствует складыванию определенных локальных традиций. Духовный стих фольклорного типа неотделим от обрядовых, бытовых и прочих нехудожественных ситуаций.

С течением времени многие образцы литературного происхождения начинают бытовать как фольклорные памятники, распространяясь устным путем в виде многочисленных вариантов. При этом поэтические тексты сближаются с народной лексикой и фразеологией.

Переработке подвергаются отдельные фабульные моменты из-за неадекватного их восприятия или несовпадения с установившимися народными представлениями. Напевы наполняются интонационными свойствами народной песенности, исчезает трехголосный склад в кантах и псалмах и т.д. К фольклору литературного происхождения (термин В.Я. Проппа) относится большинство старообрядческих стихов, популярных в настоящее время. Однако окончательного разрыва с письменными традициями в старообрядческой среде не происходит, о чем свидетельствует обращение исполнителей к стихарникам.

Итак, образуется трехступенчатая иерархия, в которой первой ступенью является духовный стих как целостная жанровая система. Следующая ступень связана с отнесением памятников внебогослужебного духовного пения к двум основным традициям — фольклорной и книжной, либо производной — фольклору литературного происхождения. Последней ступенью иерархии являются дифференцированные уже по стилистическим признакам конкретные жанры. В частности, книжный духовный стих представлен покаянными, кантами, псалмами, фольклорный — образцами, созданными в духе былин, лирических протяжных, плясовых, плачей и др.

Таким образом, духовный стих составлен различными по происхождению и способам бытования традициями, каждая из которых реализуется в конкретных жанровых проявлениях, чья стилистика отражает историческую эволюцию русского поэтического и музыкального творчества.

Автор: Нонна Васильевна Мурашова, исследователь исторических материалов, кандидат искусствоведения.
Новосибирская государственная консерватория.

Работа выполнена автором в рамках поддержки РГНФ (проект № 97-04-06406).

Источник: Народная культура Сибири и Дальнего Востока: Материалы VI научно-практического семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. — Новосибирск, 1997. — 196 с.

Поделиться:  
Комментарии
Алтайский старообрядец

Теги: Духовные стихи, Мурашова Нонна Васильевна

Старообрядчество в интернете
HotLog